18 янв. 2024

Спектакль "Леонардо" Театр Модерн

13 октября мне выпала уникальная возможность ещё до премьеры увидеть новый спектакль "Леонардо" Юрия Грымова из масштабной трилогии "Антихрист и Христос" в театре "МОДЕРН". Поразительно, как впечатляюще мощно и величественно можно поставить историю отдельной великой личности в театре. Словно целая жизнь гения с его окружением, творениями, чувствами и страстями прошла, можно сказать, сквозь меня, став каким-то образом частью меня самой.
Так кто же на самом деле Леонардо? Кто вложил в земное существо мудрость уже в Средние века, в эпоху невежества и варварства, проникнуть одновременно в тайны таких наук как живопись, анатомия, астрономия, ботаника, картография и даже палеонтология? Кто он, равнодушный злой гений или самобытный одинокий учёный? Одной рукой он пишет божественные полотна, а другой создаёт чудовищное оружие, работает на негодяев, но его живопись служит церкви, нещадно препарирует трупы, но открывает человечеству познание собственной плоти, отрекается от любых привязанностей, но умирает с единственной в сердце пронзающе сильной любовью. Любовью, которая, кажется, передалась нам всем с его таинственным портретом Моны Лизы... Спектакль не даёт нам ответов, а лишь предлагает пищу для размышления. И я уверена, что теперь, после постановки Юрия Грымова, многие вооружатся интернетом, а быть может, кто-то даже и книгами, чтобы раскрыть для себя личность Леонардо шире, чтобы попытаться познать и понять его следом за театральной постановкой. Потому что лично я ощущаю теперь неразрывную связь с историей Леонардо и желание глубже погрузиться в его мир, заполнить пустоты моих познаний.
В спектакле была задействована вся труппа театра полностью, и к ней еще присоединились актеры, которых театралы уже неоднократно видели в других театрах и успели отметить их великолепную игру.
Главную роль в спектакле сыграл ведущий актер театра Виктюка Дмитрий Бозин. Мне кажется, в нем сосредоточена идеально подходящая Леонардо энергетика, не говоря уже о манере игры, движениях, голосе. Жанна Чирова из театра на Юго-Западе сыграла в роли Беатриче, и это был для меня неожиданный и интересный подход. А Надежда Селиванова из театра Джигарханяна в роли Кассандры смотрелась очень гармонично благодаря своей совершенно необыкновенной внешности, больше подходящей эпохе Леонардо, нежели нашему времени. Очень сильно цепляет и запоминается образ герцога Моро в исполнении Юрия Анпилогова. Он умеет перевоплощаться, кажется, как никто другой, а его пронзительный взгляд позволяет изображать самых сложных персонажей. Также в спектакле был задействован новичок труппы - Михаил Матыченко из Института современного искусства с курса Певцова и Дроздовой. Он вышел на сцену в роли Микеланджело, и это был его дебют.
Сценическое пространство, как и в спектакле "Петр", пустое и темное, оно как черная дыра времени, приоткрывшаяся, чтобы показать нам затянутые несколько веков великие фрагменты истории человечества. Вместо декораций световые пятна и музыка, создающие вполне физическое объемное наполнение сценической пустоты. Свет направленный, не рассеянный, словно яркий маркер, выделяющий для зрителя нужную часть сцены. Музыкальное сопровождение Юрий Вячеславович вновь подобрал современное, но тут меня больше смутила бы лютня, чем, например, присутствующий в спектакле фрагмент из композиции "Cantara" группы "Dead can dance". Зато костюмы не просто роскошные, но и поистине исторические, продуманные до мелочей. Они очень помогают создавать ощущение погружения в эпоху Ренессанса. Спектакль получился похожим на холсты Леонардо с изображениями Мадонны - темный фон, яркий застывший лишь на мгновение объект, магическое притяжение взгляда и мощные чувства, остающиеся в памяти после просмотра навсегда.
Хочется рассказать о некоторых вау-эффектах, которые Грымов придумал для своего спектакля. Но на пресс-конференции Юрий Вячеславович попросил не раскрывать секретов для тех, кто ещё не видел спектакля, ведь "произвести первое впечатление спектакль может только один раз". Я полностью согласна, раскрыть рот от удивления лучше во время просмотра, иначе не будет такого мощного впечатления. И я искренне завидую тем, кому еще предстоит впервые увидеть спектакль Юрия Грымова "Леонардо".


Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum